КИНОКОНТЕКСТ: Киберпанк: Тринадцатый этаж Сергей Кузнецов И не удивительно: термин "киберпанк" разделяет в России судьбу такого термина как "поколение Х", употребляемого не к месту и не вовремя. Ленивый не назовет этот фильм фильмом в стиле киберпанк; впрочем, только неленивый знает, что же такое киберпанк на самом деле. Ленивый же считает, что киберпанк - это про компьютеры и виртуальную реальность. Пусть так и будет. Компьютеры в новом фильме есть. Виртуальных реальностей тоже предостаточно. Престарелый компьютерный гений Ханнон Фуллер создает свой особый виртуальный мир, стилизованный под довоенную Америку и населенный множеством виртуальных людей. В тело одного из них он может вселяться, что он и проделывает. И вот однажды Фуллер узнает страшную тайну - но не успевает передать ее своему молодому другу и коллеге Дугласу Холлу, как его убивают. Тут, пожалуй, можно остановиться в пересказе сюжета. Вот вам завязка, дальше будет детектив. Что же насчет киберпанка? Приятно, что количество спецэффектов сведено к минимуму - а то уже надоели эти фигуры, сделанные сплайнами на ILM, такие обтекаемые, словно их обкатывали в аэродинамической трубе. Надоели микросхемы, стилизованные под небоскребы и небоскребы, стилизованные под микросхемы. А тут - большую часть времени на экране - живые люди и вполне человеческие интерьеры. Прием, впервые встретившийся в фильме "ТРОН" и потом развитый в "Хакерах" и множестве других фильмов. Давайте вспомним фильм "Нирвана" в качестве самого яркого примера. Проблема в другом: как только фильм начинает иметь дело с киберпанком, выясняется, что всех виртуальных персонажей гложит одно: они переживают из-за своей виртуальности. Между тем, нет ничего более далекого от эстетики киберпанка, чем эта идея. Для классика жанра Уильяма Гибсона нет разницы между виртуальной и реальной жизнью - в этом-то и было во многом его новаторство (Точно также, как не было разницы, между живым и не-живым). Создатели "Тринадцатого этажа" явно подозревают, что если наш мир - виртуальный, то, значит, невиртуальный мир лучше. Это, конечно, роднит их с теми, кто работал над "Шоу Трумана" и "Городом мрака", но, тем не менее, сама по себе идея не выдерживает критики. Возможно, виртуальный мир лучше неиллюзорного. А даже если не так - любой буддист расскажет вам, что надо делать, выяснив, что ваш мир иллюзорен. В любом случае - вовсе не то, что делают герои всех этих фильмов. Радует одно: в "Тринадцатом этаже" показан один-единственный способ попасть в настоящий мир. Для этого достаточно умереть. Жаль, что никак не обсуждается вопрос, что то, в какой мир ты попадешь, сильно зависит от того, как ты прожил свою жизнь - если бы не это, фильм можно было бы с полным основанием считать не киберпанковской фантастикой, а религиозной притчей. Точнее, умереть во время того, как в твое тело вселился пришелец из этого мира. При этом тот, кто обычно выступает владельцем оболочки переживает что-то вроде амнезии: он не может вспомнить, что с ним происходит. Аналогии с вхождением в транс вполне очевидны, хотя и недостаточно прояснены авторами.